Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 18:08

Сайт учителя истории П.В.Павленко

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
грамоты [0]
Наш опрос
Любите ли вы историю
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя средней школы



опубликовано в сборнике:

Актуализация исторического знания и исторического образования в современном обществе. Ежегодник. XVII Всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. /ФГБOУ ВПО "Урал. гос. пед.ун-т", Ин-т истории и археологии УрО РАН. [28-30 марта 2013 года], Екатеринбург,  2013. Часть I - с. 278-287


Информационно-коммуникационные технологии

в деятельности учителя средней школы

П. В. Павленко, учитель истории Лицея им. Г. Ф. Атякшева г. Югорск

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории, обществознания и других дисциплин. Визуальное восприятие информации, применение в процессе обучения мультимедийных технологий позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах, на фотографиях, схемах и др. Это способствует систематизации знаний, оказывает сильное воздействие на память и воображение, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения уже изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания, а на 28-й сессии Генеральной конференции Юнеско в рамках программы «Образование» даже был учрежден исследовательский проект «Технологии мультимедиа и развитие личности».

Однако, в целом, современное обучение, в частности истории, слабо изменилось с XIX в. Стратегической задачей всегда было воспитание нравственности и гражданственности, учитывая поправку на соответствующую политическую ориентацию. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор фактов. Информационное общество (облегчение доступа к информации), применение информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяют учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, реализуют развивающую функцию образовании.

В настоящее время уже трудно представить учителя, не владеющего азами ИКТ-грамотности. Необходимость заполнения различных отчетов, ведение электронной документации и т. п. стало хорошим тоном в педагогической среде. Переход к ИКТ-компетентности подразумевает, в свою очередь, не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Компетентный в области ИКТ учитель – предметник должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях и вебинарах для повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты (ЦОР); создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.

Не останавливаясь на обзоре возможностей программ общего назначения: Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Adobe Photoshop и других, отметим, что в различных сетевых сообществах историков представлен почти полный спектр готовых учебных презентаций по предмету история.

Широкая база исторических источников содержащихся на различных образовательных порталах повышает информационную насыщенность урока, помогает выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Развитию у школьников творческих способностей способствует развитие проектных технологий в изучении истории. При подготовке докладов и сообщений школьники уже не только создают текст в виде документа, но и стараются подкрепить его соответствующей презентацией.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Электронные библиотеки с отсканированными книжными текстами можно изучать, например, на сайте Государственной публичной исторической библиотеки.

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ. Он включает в себя библиотеку электронных ресурсов, тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ и многое другое.

Методическую помощь учителю истории можно найти на следующих сайтах:

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Образовательные ресурсы по предметам.

http://www.pish.ru/ - Преподавание истории в школе. Электронная версия научно-методического и теоретического журнала (статьи и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам права

http://his.1september.ru/index.php - Электронная версия газеты «История», приложение к «1 сентября»

http://festival.1september.ru/subjects/7/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Разработки уроков по истории

Педсовет.org. Живое пространство образования. - Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

UROKI.NET. На страницах этого сайта можно найти поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов

Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Приведем типичные примеры.

ИСТОРИЯ. РУ. История России. Всемирная, мировая история - Об истории. Сайт представляет собой статьи биографий великих людей, которые оставили свой след в истории человечества. Так же представлены карты, династии, хронологии, статьи, аудиолекции, рефераты, экзамены.

http://www.ancientrome.ru/ - История Древнего Рима. Сайт посвящен истории Рима, мифологии, искусству, государству, и другому

ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия

http://byzantion.ru/ -Византийская держава. Сайт посвящен истории Византии.

http://duat.egyptclub.ru/ - Древний Египет.

Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории многие и другие.

При подготовке открытых уроков или поиске нужной для занятий информации Интернет ежедневно преподносит приятные сюрпризы. Например, совсем недавно открытием для меня стал сайт «Археология 3D», где представлены детально проработанные реконструкции десятков исторических зданий и городов различных эпох.

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио-софт», и на сайте исторического факультета МГУ.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. В свете новых изменений к качеству изучения предмета и подготовки к ЕГЭ разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Однако важно помнить, что та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Важным условием внедрения и реализации мультимедийных технологий в образовательный процесс является наличие аудиторий с мультимедийным оборудованием, компьютером для учителя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.). Особенностью Лицея им. Г. Ф. Атякшева города Югорска, где работает автор этой статьи, является наличие этих необходимых технических возможностей.

В своей работе из наиболее часто используемых специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории, хочется указать следующие.

Энциклопедии – оказывающие вспомогательные, дополняющие, иллюстрирующие функции по отношению к основному процессу обучения (CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», CD «Династия Романовых. Три века российской истории»). К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Петергоф», «Эрмитаж», «Золотое кольцо России», CD «Московский Кремль» и др. Тем, кто не является обладателем диска достаточно выйти на сайт ведущих музеев и картинных галерей мира, чтобы совершить виртуальную экскурсию (например, по Кунсткамере в Санкт-Петербурге или Долине царей в Египте). В городской библиотеке находятся электронные версии многих дореволюционных изданий краеведческого характера, оригиналы которых сохранились в немногих библиотеках России (Тобольский губернский вестник, Материалы по истории освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции и др.), CD и онлайн-версии «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия», CD «Библейский компьютерный справочник». Эти и другие издания благодаря «всемирной паутине» становятся всё более доступными широкому кругу исследователей.

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами также являются электронной версией бумажных изданий.

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но, по сути, содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD «Загадки сфинкса».

Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. Ещё в 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. На сайте издательства можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие. Из последних новинок хочется отметить  электронное приложение к учебнику А. А. Данилова (6 класс), соответствующее ФГОС, с широким набором карт, приложений и, в отличие от вышеперечисленных программ, ориентированных на работу с Windows 7.

Серия электронных изданий «1С: Школа» представляет собой новое поколение программных средств образовательного назначения, реализованное на программной платформе «1С: Образование» и предоставляющее более широкие возможности как по обучению и контролю знаний, так и по управлению учебным процессом в классе.

Кроме того, формируются библиотеки электронных наглядных пособий, представляющие собой комплекты цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).  Сетевые сообщества учителей могут обмениваться ими и другими методическими разработками на базе таких сайтов как Дневник.РУ, ПроШколу и т.п.

Из видеоприложений хотел бы обратить внимание на серию «История государства Российского» (500 серий) и «Мировые сокровища культуры», которую часто транслируют по телеканалу «Культура». Германские документалисты, работающие по заказу ЮНЕСКО, в доступном для любого возраста изложении показывают 300 наиболее известных мест мира. 15-минутный фильм на тему «Афинский акрополь», «Кельнский собор», «Московский кремль», «Старая Флоренция» и другие служат яркой иллюстрацией соответствующей темы урока и снабжены точной исторической информацией. Обычно изложение связано с каким-либо известным историческим персонажем и ведется от его лица, что реализует антропологический подход в преподавании, даже если речь о себе ведёт, например, крепость Каркассон.

Однако, все готовые материалы хороши при соблюдении авторских прав, к соблюдению которых стремится наша страна и педагогическое сообщество в частности. Отсюда возникает особый интерес к созданию авторских учебных пособий. На базе Городского Методического объединения историков, а так же преподавателей ОРКСЭ мне неоднократно доводилось представлять личные фото-видеоматериалы, созданные по результатам собственных поездок в различные города мира и России. Среди них такие как «Вечный город Рим», «Равенна – триумф православия на Западе», «Город мира Иерусалим», «Духовная столица Урала Верхотурье» и другие. Среди перспективных направлений проектная деятельность по реконструкции исторических объектов с помощью 3D анимации.

Говоря об особенностях урока с использованием ИКТ, нужно отметить что, кроме обычных целей, такой урок должен иметь технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использование конкретной учебной программы. Главной особенностью такого урока является то, что переопределяются потоки информации на уроке - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика.

Для успешного проведения урока с использованием ИКТ необходимо решить три основные задачи:

Дидактическую (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура);

Методическую (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.);

Организационную (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

Решить третью организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учебной группы. Опыт показывает, что эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение различных видов работы в подгруппах (диагональная схема) и некоторых других мер. Ведущей формой проведения урока в таких случаях является модульный урок. От традиционного он отличается тем, что учащийся получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме.

При построении урока с использованием ИКТ необходимо учитывать следующие факторы:

Методическую цель урока и определяемую ей тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение темы, промежуточный контроль и т.п.).

Соотношение числа учащихся и число компьютеров в учебном кабинете.

Санитарно-гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивов и т. п.

Уровень подготовки класса. При неоднородности способностей усвоения материала желательно отдельно продумать разные учебные задачи для разных учащихся.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. Это знание приемов работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, от которых зависит темп и, в конечном счете, успех урока.

Таким образом, преимущества ИКТ помогают учителю средней школы почувствовать необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, и, с другой стороны, оказать соответствующую помощь коллегам. Особенностью использования мультимедийных учебных материалов являются умственные и эмоциональные перегрузки обучаемых, и достаточно резкое сокращение времени, необходимого на усвоение материала. Нельзя забывать, что компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

сноски не указаны из-за ограничения размера файлов
Категория: Мои статьи | Добавил: PashaPavlenko (20.10.2013)
Просмотров: 578 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 ppu-pro_Sa  
0
Наша бригада квалифицированных мастеров готова предложить вам прогрессивные приемы, которые не только обеспечивают надежную безопасность от прохлады, но и преподнесут вашему жилищу современный вид.
Мы практикуем с последними материалами, обеспечивая долгосрочный запас службы и превосходные результирующие показатели. Теплоизоляция наружных поверхностей – это не только экономия ресурсов на прогреве, но и забота о окружающей природе. Энергоэффективные разработки, какие мы применяем, способствуют не только личному, но и сохранению природы.
Самое ключевое: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада дома снаружи цена</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за метр квадратный! Это бюджетное решение, которое превратит ваш жилище в реальный тепличный район с небольшими затратами.
Наши достижения – это не единственно теплоизоляция, это формирование площади, в где каждый компонент отражает ваш личный манеру. Мы примем в расчет все все твои требования, чтобы переделать ваш дом еще больше уютным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>официальном сайте</a>
Не откладывайте дела о своем помещении на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш жилище не только уютнее, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в универсум комфорта и качественного исполнения.

1 ppu-prof_Sa  
0
Наша бригада опытных специалистов проштудирована предъявить вам современные системы, которые не только подарят надежную протекцию от холодных воздействий, но и подарят вашему жилищу трендовый вид.
Мы функционируем с современными компонентами, заверяя долгосрочный запас использования и замечательные результирующие показатели. Теплоизоляция облицовки – это не только сокращение расходов на тепле, но и внимание о окружающей природе. Сберегательные технологии, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только дому, но и сохранению природной среды.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость утепления дома снаружи цена</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это бюджетное решение, которое превратит ваш помещение в реальный теплый район с небольшими расходами.
Наши работы – это не только теплоизоляция, это постройка помещения, в котором всякий элемент показывает ваш индивидуальный образ. Мы примем все твои запросы, чтобы сделать ваш дом еще больше уютным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте дела о своем помещении на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш корпус не только тепличным, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших делах вы можете узнать на сайте компании. Добро пожаловать в сферу уюта и уровня.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz