Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 15:10

Сайт учителя истории П.В.Павленко

Меню сайта
Категории раздела
мои файлы [49]
проекты учеников [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » мои файлы

Рабство в Древнем Риме
13.03.2014, 20:31

КОНКУРСНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО  ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс

Тема: Рабство в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательная:

- определить источники рабства,

-охарактеризовать положение рабов,

- познакомиться с условиями жизни рабов

-подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.

 

Развивающая:

-способствовать формированию умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике,

-продолжить формирование у учащихся умений -показывать географические объекты на карте,

 

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства сопереживания,

-формирование неприятия  к рабству вообще,

- развитию интереса к истории, любознательности.

 

Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.

 

Учебное оборудование- компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник.

 

I. Организационный этап, приветствие.

«Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что у людей для передачи информации есть не только язык, звуки, издаваемые нами, но и еще один язык - жестов. Кто знает какие-либо жесты? (Дети показывают.) А сейчас я покажу вам один очень древний знак, но вы его знаете и употребляете и сейчас. (Учитель показывает большой палец.) Что же он означал в Древнем Риме?» (Дети высказывают свои предположения.)

II. Актуализация знаний.

«Сейчас воспользуемся языком жестов, хорошо вам знакомым, а именно поднятая рука, которая означает готовность к ответу.

( Фронтальный опрос).

На протяжении нескольких уроков вы знакомились с историей Древнего Рима. Давайте вспомним, что мы о нём знаем.  Внимательно послушайте стихотворение, закончите его необходимыми словами и, если услышите географическое название, поднимите руку.

После этого вы покажите его на карте.

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на …. (сапог)

 

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров …(Аппенинский)

 

Довольно труднопроходимы

Крутые горы… (Аппенины)

 

Там где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые… (латины)

 

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла… (волчица)

 

Ромул дал названье месту,

Это потому что им

Был основан город… (Рим)

 

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал-

Тот карфагенский… (Ганнибал)

 

Установил господство Рим

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным

В… (Средиземноморье) в одночасье

Лаборатория знаний - рассказ по картинке «Триумф». Ребенок самостоятельно сочиняет четыре предложения по картинке «Триумф».

III. Изучение нового материала. Формулировка цели урока.

Проблемный вопрос:

«Ребята, скажите, а вы хотели бы, чтобы всё за вас делал какой-то другой человек?» (Дети отвечают.). Однажды на заседании римского сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их собственно не следует брать в расчёт». Ребята, как будет звучать тема нашего урока? О чём мы будем говорить? (ответы). Ну что же, посмотрим, так ли уж безоблачно и прекрасно было в Риме всем.

 Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам  раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин  рабов.

(Просмотр видеофрагмента или прочтение фрагмента учебника)

Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Они облагали уцелевшее население тяжелыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.

  - Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники                                                                                         дети рабов

            пиратство            продажа детей в рабство

Идёт запись на доске. Напротив каждого источника дети рисуют символ.

Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества. Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите, где применялся труд рабов? (в сельском хозяйстве на рудниках и каменоломнях в домах римлян часть рабов становилась гладиаторами.)

Рабов со временем стало так много (их число возрастало также за счет долговой кабалы в провинциях и пиратства), что в римский сенат поступило предложение дать им особую одежду, чтобы таким образом отличать их от свободных людей. Сенат отверг это предложение, ибо рабы могли тогда наглядно убедиться в своем численном перевесе над свободными...

( на доске по ходу рассказа учителя появляется несколько букв - Г Л А.  Учитель должен обратить внимание детей, что буквы должны быть записаны в тетрадях в столбик.)

Жизнь рабов

«Ребята, для чего нам нужны салфетки?» (Учитель показывает обыкновенную салфетку, дети отвечают.) «А вы знаете, что в Древнем Риме в качестве салфеток использовали рабов, жизнь которых была очень тяжелой?

Изучите исторический источник Марка Порция Катона. (234-149 гг. до н.э.) – видного государственного деятеля, оратора и историка. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

            «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять верёвку, плести новые; рабам надлежало в это время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…

Содержание рабов.

Паёк рабам. Тем, тем, кто работает в поле: зимой – по 4 модия (8,75 л) пшеницы, летом – по 4,5

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвёртый месяц они получают  по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых – таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л.), модия соли хватит каждому на год.

            Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

            Вопросы.

1)         Где применялся труд рабов? (докажите своё мнение строчками из документа)

2)         Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

 

Домашним рабам жилось намного легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Римляне говорили, что есть орудия «немые», «мычащие. И «говорящие: «Сколько рабов, столько врагов», «Раб должен работать или спать».

Объясните смысл этих высказываний. Как римские рабовладельцы применяли эти орудия в своем хозяйстве? (Объяснения детей.)

Римский писатель сравнивал рабов с ослами, до такой степени кожа их привыкла к ударам. Он же говорил, что рабы принадлежат к породе пантер, потому что тело их в полосах от постоянных порок. Он пишет, что они полны «презрения к розгам, цепям и палкам, оковам, тюрьмам, дыбам, веревкам на зло, полны презрения к кандалам, ошейникам железным и к палачам лихим.

 (Учитель крепит на доску буквы Д И А.)

Гладиаторы

Ребята, как вы думаете, почему я принес хлеб? Как он может быть связан с историей Рима?  (Дети высказывают свои предположения.)

 «На самом деле в Риме в ходе особых событий возникло крылатое выражение: «Хлеба и зрелищ!» Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.

 (Учитель крепит на доску последние буквы Т О Р.)

Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. В Италии в провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр. (Учитель показывает изображение амфитеатра.) В дни представлений амфитеатр всегда был полон.

Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни, как праздника. «Нападай и бейся насмерть!» - кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки.

Гладиаторские игры были самым любимым зрелищем римлян.

Вопрос: Объясните смысл выражения «Хлеба и зрелищ!»

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

IV. Действенно-практическое закрепление

Ребята, у вас в тетради появилось главное слово нашей темы. Сейчас я предлагаю вам нарисовать гладиатора таким, каким вы его представляете. (Дети рисуют в течение трех минут.) Бои гладиаторов. На «арену» (к доске) выходят два гладиатора, они получают мечи. Их задача - задать вопрос сопернику. Выигрывает тот, кто ответит на вопрос.

V. Раскрытие интриги, актуализация

 «Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.

Вот так использовали жест в Древнем Риме.

Подведите итог урока с позиции:

- знатного римлянина;

- раба;

- современного человека

Категория: мои файлы | Добавил: PashaPavlenko
Просмотров: 2035 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz