Антропоцентризм
содержания образования в преподавании истории.
Павленко
П.В., учитель истории
МБОУ
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
PashaPavlenko@yandex.ru
Актуальная
задача перехода к «очеловечиванию» образования, т.е. воплощению в практике
таких положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируются на
уважение к личности ученика, установлению доверительных отношений между ним и
педагогом сегодня очевидна. Одним из благотворных следствий этого процесса
оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию педагога и
воспитанника другим - личностно-ориентированным. И это благодаря тому, что в
качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные
предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо
запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие.
Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в
их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для
свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.
Содержание
личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной
программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и
осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением
(обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в
учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам
личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной
методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы
в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало
концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.
Личностно-ориентированный
подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в
качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к
осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его
выполнения.
Часто неприятие учеником информации учебника
воспринимается и оценивается учителем как неусвоение учебного материала. Но
ведь в этом может проявляться своеобразная личностная позиция, опирающаяся на
субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с
его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту
учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в
личностно-ориентированном образовательном процессе необходимо пересмотреть
существующие критерии усвоения. Следует заметить, что в содержании учебных
текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное
отношение к излагаемым фактам (событиям, фактам), авторская позиция.
Приведем
простой пример: «Наполеон заходил в бараки солдат, зараженных холерой».
Очевидно, что отношение к описываемому факту не может быть однозначным. При
обсуждении данного факта ученики высказывают своё мнение, в основном
уважительное к личности полководца. Далее можно расширить рассказ об этом
событии, которое произошло во время так называемого Египетского похода при
взятии города Яффа (современный Тель-Авив). Дело в том, что причиной холеры
стали незахороненные трупы нескольких тысяч турецких военнопленных, которых
возможно было не убивать, но Наполеон решил сэкономить продовольствие и не
отягощать продвижение своих войск вперед. После этого факта появляется иной
оттенок в оценке конкретной исторической личности.
Итогом
работы с данным материалом служат сведения о неудачной попытке взять французами
город Акко, побеге Наполеона во Францию, где он вскоре станет первым консулом и
императором. А что же ждало преданных солдат? Раненые были добиты турками в
порыве мести, а остальные проданы в рабство. Почему же историки твердят только
о Ватерлоо как единственном поражении Наполеона? Почему забывают о брошенных им
солдатах в Палестине и России? А если мы проведем параллели с событиями
новейшей истории, оценим их с позиции современного человека, то здесь будет
реализация метапредметного подхода.
Организация
личностно-ориентированного подхода к работе с учебным материалом на уроках
истории должна быть направлена в первую очередь на развитие не памяти, а
самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация,
внутренняя противоречивость, неоднозначность изучаемого, будь то видеофрагмент,
иллюстрация, сообщение, документ. К сожалению, большинство современных
учебников строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает
воспроизведение его текста. Понимание – сложный процесс, куда всегда включается
личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта.
При
недостатке конкретных примеров из истории, возможна реконструкция действий
отдельных типичных представителей эпохи, с учетом тех условий, когда они жили.
При оценке их деятельности в первую очередь нужно ориентироваться на нормы
современного общества, искать нравственную основу поступков. Антропологический
подход реализует воспитательную функцию, стимулирует ученика к совершению
осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания,
самосовершенствования, самовоспитания. При этом ученик:
-
получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими
учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других
в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
-
вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на
учебные и жизненные ситуации;
-
учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
-
учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Кроме
собственно работы на уроке, большое внимание необходимо уделять внеучебной
деятельности, проведению различных внеклассных мероприятий, где слабоуспевающий
на уроке сможет раскрыть свои лидерские качества и зачастую вывести свою группу
(команду) вперед. Так называемых «проблемных» детей можно раскрыть с помощью
реализации индивидуальных проектов. Эффект успеха превращает таких учеников в
самых активных помощников, уравновешивает их и позволяет почувствовать им
собственную значимость.
Говоря
о личностно-ориентированных технологиях обучения, отметим, популярность
личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных
обстоятельств:
1. Во-первых, динамичным развитием
российского общества, которое требует
формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального,
позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся
социуме.
2. Во-вторых, современные школьники
прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от
педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3. В-третьих, современная школа остро
нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Идеи
и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения,
модель которого разработана И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для
решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через
учение. Однако личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни.
Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем
человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил:
«Мера всех вещей - человек». Идея
всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский
период. Человек тогда тоже декларировался главной ценностью: «все для человека,
все для блага человека».
Фундаментальная
идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от
социального контроля - к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная
установка педагога не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с
учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество,
исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в
пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические,
интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно
справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку
нужны педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка
выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это
ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты,
это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за
детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка
основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:
• любить ребенка;
• очеловечить среду, в которой он живет;
• прожить в ребенке свое детство.
Чтобы
поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в
себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и
всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что
ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем
плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а
исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в
состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Своеобразие
парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации
на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в
соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет
собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей
свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку,
гуманистические нормы и идеалы. На практике это реализуется в открытости к
решению зачастую не учебных вопросов. Но даже житейские проблемы детей, их
домыслы, обсуждение околонаучных слухов почти всегда возможно направить в
педагогическое русло и даже связать с конкретной изучаемой темой. Педагог
интересующийся детьми интересен детям.
Вместо
банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной
целью школьного образования становится развитие у ученика способности
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Условия
самореализации учащихся на уроках истории являются основой успешной
социализации в обществе. При этом
образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше
общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.
Задача
школы – выполнение требований общества. Сегодня обществу нужны не просто
образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству и самостоятельному принятию
решений в ситуации выбора.
В
условиях современной школы проблема педагогической поддержки учащихся требует
профессионального проектирования технологий, применительно к каждой
существующей у ребенка проблеме, с учетом ситуации развития ребенка в семье и школе.
Системно-деятельностный
подход в образовании включает в себя ряд
образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю
творить и искать. Данный подход позволяет
работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные
учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к
жизни в постоянно изменяющихся условиях.
|