Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:14

Сайт учителя истории П.В.Павленко

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
грамоты [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Антропоцентризм содержания образования в преподавании истории.

Антропоцентризм содержания образования в преподавании истории.

Павленко П.В., учитель истории

МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

PashaPavlenko@yandex.ru

Актуальная задача перехода к «очеловечиванию» образования, т.е. воплощению в практике таких положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируются на уважение к личности ученика, установлению доверительных отношений между ним и педагогом сегодня очевидна. Одним из благотворных следствий этого процесса оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения.

 Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и оценивается учителем как неусвоение учебного материала. Но ведь в этом может проявляться своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в личностно-ориентированном образовательном процессе необходимо пересмотреть существующие критерии усвоения. Следует заметить, что в содержании учебных текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам (событиям, фактам), авторская позиция.

Приведем простой пример: «Наполеон заходил в бараки солдат, зараженных холерой». Очевидно, что отношение к описываемому факту не может быть однозначным. При обсуждении данного факта ученики высказывают своё мнение, в основном уважительное к личности полководца. Далее можно расширить рассказ об этом событии, которое произошло во время так называемого Египетского похода при взятии города Яффа (современный Тель-Авив). Дело в том, что причиной холеры стали незахороненные трупы нескольких тысяч турецких военнопленных, которых возможно было не убивать, но Наполеон решил сэкономить продовольствие и не отягощать продвижение своих войск вперед. После этого факта появляется иной оттенок в оценке конкретной исторической личности.

Итогом работы с данным материалом служат сведения о неудачной попытке взять французами город Акко, побеге Наполеона во Францию, где он вскоре станет первым консулом и императором. А что же ждало преданных солдат? Раненые были добиты турками в порыве мести, а остальные проданы в рабство. Почему же историки твердят только о Ватерлоо как единственном поражении Наполеона? Почему забывают о брошенных им солдатах в Палестине и России? А если мы проведем параллели с событиями новейшей истории, оценим их с позиции современного человека, то здесь будет реализация метапредметного подхода.

Организация личностно-ориентированного подхода к работе с учебным материалом на уроках истории должна быть направлена в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность изучаемого, будь то видеофрагмент, иллюстрация, сообщение, документ. К сожалению, большинство современных учебников строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает воспроизведение его текста. Понимание – сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта.

При недостатке конкретных примеров из истории, возможна реконструкция действий отдельных типичных представителей эпохи, с учетом тех условий, когда они жили. При оценке их деятельности в первую очередь нужно ориентироваться на нормы современного общества, искать нравственную основу поступков. Антропологический подход реализует воспитательную функцию, стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. При этом ученик:

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Кроме собственно работы на уроке, большое внимание необходимо уделять внеучебной деятельности, проведению различных внеклассных мероприятий, где слабоуспевающий на уроке сможет раскрыть свои лидерские качества и зачастую вывести свою группу (команду) вперед. Так называемых «проблемных» детей можно раскрыть с помощью реализации индивидуальных проектов. Эффект успеха превращает таких учеников в самых активных помощников, уравновешивает их и позволяет почувствовать им собственную значимость.

Говоря о личностно-ориентированных технологиях обучения, отметим, популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

1.         Во-первых, динамичным развитием российского общества, которое  требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.         Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

3.         В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого разработана И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. Однако личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек».  Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек тогда тоже декларировался главной ценностью: «все для человека, все для блага человека».

            Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

          любить ребенка;

          очеловечить среду, в которой он живет;

          прожить в ребенке свое детство.

            Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. На практике это реализуется в открытости к решению зачастую не учебных вопросов. Но даже житейские проблемы детей, их домыслы, обсуждение околонаучных слухов почти всегда возможно направить в педагогическое русло и даже связать с конкретной изучаемой темой. Педагог интересующийся детьми интересен детям.

Вместо банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Условия самореализации учащихся на уроках истории являются основой успешной социализации в обществе.  При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.

Задача школы – выполнение требований общества. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству и самостоятельному принятию решений в ситуации выбора.

В условиях современной школы проблема педагогической поддержки учащихся требует профессионального проектирования технологий, применительно к каждой существующей у ребенка проблеме, с учетом ситуации развития ребенка в семье и школе.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Категория: Мои статьи | Добавил: PashaPavlenko (12.03.2014)
Просмотров: 964 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz