Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:14

Сайт учителя истории П.В.Павленко

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
грамоты [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Григорий Яковлевич Маляревский – педагог и просветитель Тобольской губернии (конец XIX – начало XX вв.)

Павленко П.В. Григорий Яковлевич Маляревский – педагог и просветитель Тобольской губернии (конец XIX – начало XX вв.) // Духовно-нравственные основы отечественного образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (2-3 февраля 2010 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - с. 262-270

 

 На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия вступила в активную фазу перехода от традиционного общества к современному, как в общемировом, так и региональном масштабе. Новые условия жизни вызвали усиленный всплеск образовательных потребностей практически у всех слоёв общества. Ввод в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX века стимулировал крестьянскую колонизацию плодородных земель юга Сибири. Купеческие города быстро превращались в промышленные центры. В то же время, состояние народного образования заметно отставало от социально-экономического развития и не могло удовлетворить общественных запросов. Остро стоял вопрос элементарной грамотности. Сама же система начального образования при последнем русском императоре была разделена между несколькими ведомствами. Каждое из них по-своему старалось и решало местные образовательные проблемы.

Видным деятелем народного образования Сибири этого времени был педагог и общественный деятель Григорий Яковлевич Маляревский. Вовлечённый в педагогическую конкуренцию школ министерства просвещения и церковного ведомства, он честно потрудился на общее благо в том и другом «лагере». Немало сил отдал он развитию и улучшению имеющейся системы начального образования в Тобольской губернии на рубеже XIX – начала XX вв.

Григорий Яковлевич родился в 1867 году в семье курганского священника. Окончил с отличием Тобольскую духовную семинарию, затем обучался в Казанской духовной академии, где окончил полный курс наук со степенью кандидата богословия. С августа 1891 года до марта 1894 года он преподаёт гражданскую историю и географию в Тобольском епархиальном женском училище. Опыт подготовки учительских кадров этого учебного заведения в 1893 году на Всемирном педагогическом конгрессе в Чикаго получил положительную оценку. С 10 марта 1894 года по 9 декабря 1906 года Маляревский – епархиальный наблюдатель церковно-приходских и школ грамоты Тобольской епархии [1].

Таким образом, Григорий Яковлевич довольно быстро получает возможность инспектировать самые распространённые типы начальных школ дореволюционной России в одной из крупнейших губерний Российской империи. Все они находились в ведении Святейшего Синода. Существовало три вида этих школ: двухклассные с 4-летним сроком обучения, одноклассные - с 3-летним и "школы грамоты" – с 2-летним. Последние открывались по инициативе священников или других членов прихода и утверждались главой епархии. Распространявшие в народе образование в духе православной веры и церкви, утверждавшие христианскую нравственность и сообщавшие детям некоторые полезные знания, церковные школы пользовались особой поддержкой правительства в 1884-1917 годах.

Григорий Яковлевич активно берётся за дело, попутно выполняя общественные поручения. Так, уже 22 декабря 1894 года в прошении тобольского губернатора министру земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолову об исследования залежей торфа в Курганском уезде, Н. М. Богданович прилагает статью г. Маляревского (инспектора церковно-приходских школ), который собирал по его просьбе дополнительные сведения. [2] Довольно быстро добивается он и профессионального признания. Не без трудов молодого инспектора в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке Тобольский епархиальный училищный совет был удостоен высшей награды за постановку церковного школьного образования. [3]

Достоинства церковно-приходских школ в Сибири Григорий Яковлевич обосновывает в «очерках истории и современного состояния народного образования в Сибири». Это исследование печатается в первых же номерах нового журнала «Народное образование», освещавшего в Российской империи деятельность школ церковного ведомства. «Очерк» охватывает период от прихода в Сибирь Ермака до середины 1890-х годов и всю территорию зауральской России, все типы школ начального звена. Его труд был одной из первых попыток написания истории начального образования в Сибири. Исследование Григория Яковлевича опирается на приоритет сибирского духовенства в этой сфере, фактами сибирской истории доказывается успешность церковных школ при их правильной организации и поддержке, обосновывается логичность правительственного указа 1884 года о призвании духовенства к делу народного образования. В том же 1896 году «Очерки» выходят в Санкт-Петербурге отдельным изданием [4].

Действительно, с самого начала массового возникновения в Западной Сибири церковных школ, в епархиальные училищные советы начали поступать в большом количестве приговоры сельских обществ об открытии в деревнях школ грамоты с пособием от крестьян, но под условием освобождения их от содержания министерских школ.

Григорий Яковлевич подводит нас к выводу о преимуществах церковно-приходских школ перед другими типами школ:

1.                 относительная дешевизна (в 3-4 раза дешевле, чем светская);

2.                 единство руководства учебно-воспитательной, административной и хозяйственной деятельностью;

3.                 гласность, «прозрачность» церковного школьного дела, дающая возможность всякому желающему находить и указывать всё, требующее исправления;

4.                 укрепление религиозного чувства сибиряков, которые в большинстве своём холодны к церкви. Этот контраст стал ещё более заметен на фоне «волны» переселенцев;

5.                 миссионерская цель. Раскольники охотнее отдают своих детей в школы, где учат по церковным книгам.  «Единственное образование, какое мыслимо и желательно для инородческого населения Сибири, - пишет Маляревский, – это – просвещение его христианством. …и тем подготавливалась бы почва к их … слиянию с русским народом». [5]

Многочисленные данные по затратам на содержание школ различных ведомств Григорий Яковлевич иллюстрирует ситуациями, ведущими к ненужному противоборству разных учебных заведений. «Население в Сибири, особенно Восточной, где находится большая часть волостных школ, очень редкое, волости раскиданы на громадных протяжениях, и от этого школой могут пользоваться жители только одного селения, где оно находится, а остальные селения, уплачивая ежегодно весьма значительные для крестьян суммы, лишены возможности, за дальностью расстояния, посылать  в училище своих детей». [6] Осознаваемая крестьянами несправедливость при взыскании школьных повинностей усугублялась излишней требовательностью. Вместо обучения грамоте, это только восстанавливало крестьян против школ. Подобная ситуация была и в Западной Сибири, только с министерскими школами. Число их в 1885 году было 237, а в 1893 году –259. [7]

Тяга к грамотности у сельских жителей, уже понимавших необходимость образования, к сожалению, напрямую зависела от урожайности полей – источника их благосостояния. «Открытие и содержание школ грамоты с пособием от крестьян чрезвычайно затруднено и имеют место такие печальные явления, как закрытие в 1892-1893 годах Тобольским епархиальным училищным советом 76 школ грамоты, от поддержания которых общества, разорённые предшествующими неурожайными годами отказались, а совет не имел средств принять эти школы вполне на своё содержание. Нечего и говорить, что с тех же самых обществ в это же время поборы на содержание министерских школ, которыми они не могут  пользоваться, взыскивались исправно. Если бы эти поборы поступали в пользу школ грамоты, не было бы надобности их закрывать, и в губернии было бы (ещё – П.П.) 76 школ». [8]

Г. Я. Маляревский предлагал распространить влияние духовенства на домашние школы, и чтобы оно «не ограничивалось простым надзором, а сопровождалось мерами, способствующими улучшению их, т. е. доставлением хороших учебных книг, приисканием более способных и благоприятных учителей, доставлением последним возможности бывать на учительских курсах и видеть там более совершенные способы преподавания, для всего этого нужны средства не очень большие для каждой школы (40-60 рублей), но весьма значительные для всего населения в виду большого количества домашних школ». [9] В 1896 году распоряжением томского губернатора духовному ведомству данное предложение было осуществлено в Томской губернии. Это резко увеличило число церковных школ в Сибири. Долгое время там велись работа по преобразованию их в более совершенное состояние.

Советы Григория Яковлевича вызывали интерес в столице. Трижды он сам выезжал на заседания Училищного совета при Святейшем Синоде: в марте 1896 года для участия в заседаниях по обсуждению вопросов о постановке учебного дела в церковных школах Сибирских епархий, в августе 1897 года для участия в заседаниях чрезвычайного училищного совета при Синоде, и, в ноябре 1899 года, для участия в совещании Совета по составлению новой программы для церковных школ.   С 29 октября  1904 года, по распоряжению Преосвященного Антония, Епископа Тобольского и Сибирского, Григорий Яковлевич сам становится членом школьного комитета Тобольского Епархиального училищного совета [10]. Осознавая острую необходимость увеличения числа школ, Маляревский обращает внимание и на улучшение качества преподавания.

В начале XX века на правительственном уровне уже обсуждается вопрос введения всеобщего начального образования. В Сибири быстро растёт количество школ. Но традиционно большой разрыв между потребностью в педагогических кадрах и их количеством только усугублялся. На 1 января 1915 г., только по данным Министерства Народного Просвещения, надлежало заместить больше 9 тысяч вакансий, т. е. 60,7 % общего числа школьных комплектов в Западной Сибири были не обеспечены учителями. [11] Почти до последних лет самодержавия существовало положение, согласно которому должности учительниц могли замещаться лишь незамужними девицами или бездетными вдовами. Большая часть наличного состава учителей (67,5 % мужчин и 57,8 % женщин) не имели прав на преподавание и не были охвачены никакой системой повышения квалификации. [12] Ещё в худшем положении находились учителя церковно-приходских и казачьих школ.

Сознавая неудовлетворительность состава учащих, Маляревский десять раз лично инспектировал и руководил краткосрочными педагогическими курсами для учащих церковных школ Тобольской епархии:  в Туринске (1895 г.) и Тобольске (1897-1903,1905). Иногда эти месячные курсы проходили дважды: и в июле и в августе. Впервые такие курсы стали проводиться в Сибири именно церковным ведомством с 1889 года. Позже, ещё пять раз, уже в должности директора народных училищ, Григорий Яковлевич инспектировал и руководил краткосрочными педагогическими курсами для учителей и учительниц сельских начальных училищ Тобольской губернии в Тобольске (1908,1910,1914) и Кургане (1913,1914) [13]. В начале XX века материалы подобных курсов стали печатать местные типографии. Они служили доступными методическими пособиями, т. к. содержали конспекты показательных уроков. При непосредственном участии Г. Я. Маляревского с 1901 года «Тобольские епархиальные ведомости» стали выпускать школьный листок, посвящённый нуждам церковно-приходских школ, а с 1907 года подобный листок стали выпускать местные «губернские ведомости». Материалы этих «листков» рассылались по школам губернии.

С начала 1903 года в церковно-приходских школах России утверждается новая учебная программа, которая предусматривала трёхлетний срок обучения, вместо двухгодового, увеличение недельного числа уроков. Но самое главное – давалась большая самостоятельность учителям и больше обращалось внимания на умственное развитие учащихся. Тогда же Маляревский выпускает «заметки о преподавании по новой программе одноклассной церковно-приходской школы», где  определяет основные принципы низшего начального обучения:

1.                 Последовательность и постепенность.

2.                 Посильность, доступность.

3.                 Сознательность обучения.

4.                 Привитие навыков самообразования

5.                 Нравственно-воспитательное воздействие.

6.                 Развитие общей культуры.

7.                 Пробуждение интереса.

Написанные в помощь начинающему учителю, его методические рекомендации во многом опровергают ещё бытующее мнение о церковно-приходской школе как о школе, основанной на бессмысленной зубрёжке, гасящей интерес к знаниям. [14]

9 декабря 1906 года высочайшим приказом по гражданскому ведомству Григорий Яковлевич был назначен на должность Директора народных училищ Тобольской губернии, который занимал до середины  1917 года. С удвоенной энергией взялся он за это непростое дело, перейдя в ведомство, деятельность которого ещё недавно критиковал. Конечно, школы министерства просвещения были лучше обеспечены и имели более продуманную организацию. Имеется довольно много документов, доказывающих усердие Маляревского в улучшении существующей системы образования Тобольской губернии. Он ходатайствует директору народных училищ об открытии учительской семинарии в г. Ялуторовске (08.09.07-27.06.1910), как Попечитель Тобольской низшей сельскохозяйственной школы (17.05.1908-17.05.1911 г.) организует краткосрочные сельскохозяйственные курсы для учащихся губернии, учреждает при Тарском городском училище преподавание бухгалтерии (1910 г.), способствует открытию при двухклассных училищах бесплатных библиотек, организует проведение гимнастического праздника для учащихся высших начальных и приходских училищ г. Тобольска (14.05.1914 г.) и т. п. [15] Открытая по проекту Г. Я. Маляревского в 1912 г. Ялуторовская женская учительская семинария была признана одной из лучших учительских семинарий не только в Сибири, но и в России. Не смотря на многочисленные трудности, которые испытывали молодые учительницы, педагогика считалась самой доступной сферой для женщин, жаждущих самореализации в профессиональной сфере. Докладывая попечителю Западно-Сибирского учебного округа в канун нового 1914 года о целесообразности открытия учительской семинарии в селе Голышмановском, Маляревский отмечает, что детей сельских жителей лучше учить в селе, а не в городе, потому что, выучившись, они не очень-то стремились вернуться домой в качестве сельских учителей. А при сельском двухклассном училище в селе Голышмановском сельскохозяйственное отделение и хутор могли бы служить хорошей базой для практических и теоретических занятий учеников семинарии. В городе же такая база отсутствовала.

Наплыв переселенцев в южные районы губернии заставил Маляревского всерьёз заняться созданием хотя бы передвижных (временных) школ. Он учёл неудачный опыт подобных школ, уже появлявшихся в Тобольской губернии в самом конце XIX века. В 1911 году в Журнале Министерства Народного Просвещения Маляревский описывает некоторые успехи: «… тип передвижной школы вполне приспособлен к местным условиям: двухгодичный курс, однократный приём учеников, принятие в школу при её открытии всех наличных в селении детей школьного возраста, занятия с одной группой, переход школы через два года в другое селение, ещё через два – в третье и затем, через такой же промежуток времени – снова в первое селение… Первые две передвижные школы открыты были в начале 1908 года, следующие две – осенью того же года; затем восемь передвижных школ открыты с осени 1909 года и 11 – с начала 1910 г. Кроме того, открыты ещё 15 передвижных училищ с начала 1910-1911 учебного года. … Во все 23 училища, при их открытии, поступило учеников 594, или в среднем 26 человек на училище…». [16] Полученный опыт предлагалось распространить в районах Крайнего Севера губернии, где грамотных людей насчитывались единицы. В 1910 г. губернии насчитывались 23, а в 1916 г. – 125 передвижных школ, в которых обучалось 3285 человек. [17]

Помимо основных должностей, с 1 февраля 1901 года Маляревский был избран действительным членом Тобольского губернского статистического комитета, с 21 марта 1904 года по 7 апреля 1905 года по назначению Тобольского Губернатора состоял председателем Тобольского уездного комитета Попечительства о народной трезвости. Трижды был почётным мировым судьёй округа (1909-1918 гг.), четырежды главой учётно-ссудного комитета Тобольского отделения Государственного банка (1907-1918 гг.), членом Тобольского местного управления Российского общества Красного креста (с 24.11.1911 г.). [18]

При содействии Григория Яковлевича был открыт в Тобольске третий в Сибири учительский институт, полгода он сам временно исполнял обязанности директора, т. о. став первым фактическим директором Тобольского учительского института. [19]

 После февральской революции 1917 года, с приходом новых людей к управлению образованием, начинается необоснованная травля Маляревского. Он вынужден уйти с занимаемых постов. Не ожидая ничего хорошего от новой власти, Григорий Яковлевич эмигрирует. В 1920-е годы он работает научным сотрудником местного музея в Харбине, где и скончался в 1932 году на 66-м году жизни. [20]

Долгое время наследие этого педагога незаслуженно было предано забвению. Григорий Яковлевич Маляревский всей душой болел за будущее Сибири, понимал, что от образования зависит культурный уровень населения, а значит, и будущее края. Любое дело, за которое он брался, было так или иначе направлено на позитивные изменения в крае. Маляревский использовал любые доступные средства для одной цели – он хотел видеть сибиряков грамотными, и чтобы в каждой захолустной деревеньке была своя школа. Пускай для начала плохонькая, но своя. Именно благодаря деятельности таких педагогов, как Григорий Яковлевич, только с 1894 до 1911 год количество начальных учебных заведений Западной Сибири здесь возросло на 167 %, тогда как по России – лишь на 66,2 %. [21] Огромное количество методических и статистических материалов, связанных с деятельностью этого педагога сегодня вызывают заслуженный интерес современных исследователей истории образования. Педагогическое наследие Маляревского требует дальнейшего изучения.  



сноски не указаны из-за ограничения размера файла
Категория: Мои статьи | Добавил: PashaPavlenko (20.10.2013)
Просмотров: 1691 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz