Мастер - класс:
Технология проблемного диалога на
уроках истории
«Обучение как открытие: метапредметный диалог»
Здравствуйте,
уважаемые коллеги! Одной из важнейших характеристик педагогического
профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции,
способность к обобщению и распространению собственного опыта. За 7 лет школьной
жизни я многому научился, веду к открытиям своих учеников, хотя и самого меня
впереди ещё ждут открытия. Но сегодня мне хотелось бы представить вам в
действии метод применения технологии проблемного диалога. Наряду с вечными,
непреходящими ценностями нашего мира, как-то: вера, любовь, дружба и другие –
вечными остаются и глобальные проблемы. Ещё не найдены ответы на многие вопросы
нашей жизни: как сделать так, чтоб на земле не было войн, чтобы все люди были
толерантны по отношению друг к другу, чтобы все были законопослушными
гражданами? Тема моего мастер-класса звучит так: «Обучение как открытие:
метапредметный диалог». Мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Возможно ли
решение глобальных проблем человечества через обучение ребёнка различным
способам мыслительной деятельности при помощи метода проблемного обучения, а
именно, применяя технологию проблемного диалога?»
Давайте
подумаем, в чём цель проблемного обучения (решение проблемы) (Цель каждого
урока дать знания). Знакомы ли вам термины «проблемный урок» и «традиционный
урок»? Попробуйте сформулировать несколько преимуществ проблемного урока перед
традиционным. (На традиционном уроке обучающиеся получают знания в готовом
виде, а на проблемном ученики учатся мыслить, искать решение проблем).
Сегодня обществу нужен человек, способный
принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к
самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для
достижения совместного результата. Перед современной школой встала проблема:
найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не
объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её
субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи.
Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим
критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является
проблемно-диалогическое обучение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чём
отличие проблемного метода в метапредметном уроке и уроке развивающего обучения
(при развивающем обучении мы ведём ребёнка к выводу по заранее намеченному
плану, а при метапредметном подходе дети сами ищут пути для решения проблемы и
вывод делают самостоятельно).
Этап
введения знаний организуется посредством методов – определённых сочетаний
заданий, приёмов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!)
частью подготовки к уроку.
Классификация
методов обучения, в рамках «проблемного обучения» (И.Я.
Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)
Методы
|
Проблемные
|
Традиционные
|
«Классические»
|
«Сокращённые»
|
Постановка
проблемы
|
Сообщение
проблемы учителем от проблемной ситуации
|
Постановка
проблемы учениками от проблемной ситуации
|
Побуждающий
диалог от проблемной ситуации
|
Подводящий
к теме диалог
|
Сообщение
темы с мотивирующим приёмом
|
Сообщение
темы
|
Поиск
решения
|
Сообщение
гипотез, проверка учителем
|
Выдвижение,
проверка гипотез учениками
|
Побуждающий
к гипотезам и проверке диалог
|
Подводящий
о проблемы диалог
|
Подводящий
без проблемы диалог
|
Сообщение
знания
|
В
данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным
основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с
первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы
поиска решения. По второму методы разграничены на проблемные и традиционные.
При
традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы
учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие
чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала
методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для
исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие»
знания учащимися, и, следовательно,
деятельность последних можно отнести
к творческому типу.
Проблемно-диалогическое
обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний
учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В
словосочетании проблемный диалог первое слово «проблемный» означает, что на
уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка
проблемы» и «поиск решения».
Постановка
проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования.
Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает,
что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в
специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога:
побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную
деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Существует
три основных метода постановки учебной проблемы:
-
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-
подводящий к теме диалог;
-
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации
диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является
наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления
четырех педагогических действий:
1)
создания проблемной ситуации;
2)
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3)
побуждения к формулированию учебной проблемы;
4)
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Давайте
рассмотрим эти действия, как подвести пятиклассников к постановке проблемы на
уроке методом проблемного диалога. Помимо русского языка в школе изучают ещё
один язык. Как вы думаете, зачем? Чтобы определить проблему, показываем карту,
на которой написаны одни и те же слова на разных языках. На основе увиденного
учащиеся делают вывод. Затем определяем проблему. Какая на Ваш взгляд здесь
проблема? Посмотрите на слайд и предложите версии возникновения разных народов.
1.
Появление разных народов – это божественное предопределение.
2.
Разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности.
На
уроке в 5 классе, опираясь на источники, иллюстрации в учебнике мы бы пришли к
выводу, что разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности, но
мы педагоги, и наш кругозор гораздо шире – предложите ещё версии. (варианты
ответов). Разные народы таят в себе множество культур – отсюда и главная из проблем XXI века:
возможно ли найти взаимопонимание при
таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? И если
возможно, то как?
Итак,
проблемный вопрос поставлен. А вот далее проблемный вопрос перерастает в
проблемную ситуацию. Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную
ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у
школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных
ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более)
положениями.
Прием 1:
учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты.
Прием 2
состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников.
Третий приём
считается самым сложным. Учитель сталкивает житейское представление учеников с
научным фактом. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит
противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Наиболее простой приём:
ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Следующий прием предлагает
задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым ученики до настоящего
момента не сталкивались. И самый сложный приём, когда учитель дает практическое
задание, и доказывает школьникам, что задание все-таки не выполнено.
Одним
из приемов метапредметного подхода к организации диалога является работа с
культурными образцами. Перед вами лежат 4 высказывания: философа, писателя,
государственного деятеля, политолога. Прочитайте их, пожалуйста. Необходимо
начать конструктивный диалог между культурами.
Хантингтон
Самюэль: Мы все друзья… Мы все должны помогать друг другу. Иначе мы пропадём.
Именно поэтому – мы друзья.
Нобуо
Кодзима: Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.
Марк
Тулий Цицерон: Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать.
Дуайт
Эйзенхауэр: Вернёмся к проблемному вопросу: возможно ли найти взаимопонимание
при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно?
Обратите
внимание на последнюю часть: КАК ЖЕ добиться мира на земле? Работа в парах. Я
прошу каждую пару обсудить представленную ей точку зрения и, исходя из
высказывания, привести аргументы в защиту утверждения. Минута на обсуждение.
(Музыка)
Выскажитесь,
пожалуйста. (Прослушивание ответов).
Предполагаемые
высказывания:
1)
К сожалению, нельзя обойтись без войн, ведь большинство городов возникли как
результат военных действий. Война – это и строительство дорог, и новые рынки
сбыта товаров, и развитие промышленности, и занятость. И это выгодно и
государствам, и отдельным людям. Поэтому, если нельзя обойтись без войн, то
надо их использовать для утверждения мира, ведь недаром говорится: хочешь мира
– готовься к войне.
2)
Уже можно решать все конфликты мирным путем, потому что люди становятся все
более образованными, умными, информированными, они постоянно видят и слышат, к
каким жертвам и трагедиям приводят войны, знают, к чему они приводили в
прошлом. Когда-нибудь люди придут к выводу, что потери от войны несопоставимы с
тем клочком земли, который им удалось завоевать.
3)
Люди всегда воевали, потому что постоянно что-то делили, кому-то что-то хотели
доказать. Идеи превосходства одного строя над другим, одной нации над другой
всегда приводили к войнам, и последующие поколения не извлекали из их
последствий никаких уроков. До сих пор весь мир ужасается тому, что происходило
в годы Второй мировой войны, но после нее, как я где-то прочитал, человечество
не воевало всего 26 дней. Достаточно показательно, что даже
страны-победительницы – они же и понесли наибольшие потери – СССР и США первым
делом после войны стали наращивать свою военную мощь.
4)
Войны прекратятся, когда основным предметом воспитания с самого детства станет культура
ненасилия. А когда большинство фильмов и даже мультфильмов – про войну, про
бандитов, про то, как бить и убивать, и таких героев играют кумиры вроде Ван
Дамма, Шварценеггера, то это воспитание в духе милитаризма, что ни к чему
хорошему не приведет.
Подсказки.
Использовать во время ведения диалога выражения:
-
вы согласны с данным утверждением?
-
что из того, что было произнесено, мы можем принять безоговорочно, а с чем
можно поспорить?
-
хотите ли вы дополнить ответ?
-
возразите.
-
то есть?
Попробуем
выстроить схему «Пути решения данной проблемы», исходя из высказываний. Для
этого выберем ключевые слова. Ключевое слово проблемы? (МИР (согласие) Ключевое
слово высказывания Самюэля? [диалог], Цицерона? [победа], Нобуо Кодзимы?
[помогать], Эйзенхауэра? [воевать]. Посмотрите на получившуюся схему. Какая
сторона представлена более убедительно? Вывод после диалога. Как вы считаете,
смогли ли вы убедить друг друга? Почему? Какой из этого следует вывод?
В
том и состоит суть метапредметного проблемного обучения, что в конце диалога мы
не получаем готовых выводов. Главное – показать путь, то есть активизировать
мышление учащихся и научить их самим находить ответы на вопросы. Поэтому и наш
сегодняшний мастер-класс мы завершаем открытым вопросом, на который каждый из
присутствующих будет искать свой ответ. А я вам всем пожелаю удачи! Спасибо за
внимание.
|