Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:48

Сайт учителя истории П.В.Павленко

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
грамоты [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение как открытие: метапредметный диалог

Мастер - класс:

Технология проблемного диалога на уроках истории

 «Обучение как открытие: метапредметный диалог»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. За 7 лет школьной жизни я многому научился, веду к открытиям своих учеников, хотя и самого меня впереди ещё ждут открытия. Но сегодня мне хотелось бы представить вам в действии метод применения технологии проблемного диалога. Наряду с вечными, непреходящими ценностями нашего мира, как-то: вера, любовь, дружба и другие – вечными остаются и глобальные проблемы. Ещё не найдены ответы на многие вопросы нашей жизни: как сделать так, чтоб на земле не было войн, чтобы все люди были толерантны по отношению друг к другу, чтобы все были законопослушными гражданами? Тема моего мастер-класса звучит так: «Обучение как открытие: метапредметный диалог». Мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Возможно ли решение глобальных проблем человечества через обучение ребёнка различным способам мыслительной деятельности при помощи метода проблемного обучения, а именно, применяя технологию проблемного диалога?»

Давайте подумаем, в чём цель проблемного обучения (решение проблемы) (Цель каждого урока дать знания). Знакомы ли вам термины «проблемный урок» и «традиционный урок»? Попробуйте сформулировать несколько преимуществ проблемного урока перед традиционным. (На традиционном уроке обучающиеся получают знания в готовом виде, а на проблемном ученики учатся мыслить, искать решение проблем).

 Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чём отличие проблемного метода в метапредметном уроке и уроке развивающего обучения (при развивающем обучении мы ведём ребёнка к выводу по заранее намеченному плану, а при метапредметном подходе дети сами ищут пути для решения проблемы и вывод делают самостоятельно).

Этап введения знаний организуется посредством методов – определённых сочетаний заданий, приёмов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку.

Классификация методов обучения, в рамках «проблемного обучения» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)

Методы

Проблемные

Традиционные

«Классические»

«Сокращённые»

Постановка проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиск решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий о проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знания

 

В данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. По второму методы разграничены на проблемные и традиционные.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно,  деятельность последних можно отнести  к творческому типу.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения».

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- подводящий к теме диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Давайте рассмотрим эти действия, как подвести пятиклассников к постановке проблемы на уроке методом проблемного диалога. Помимо русского языка в школе изучают ещё один язык. Как вы думаете, зачем? Чтобы определить проблему, показываем карту, на которой написаны одни и те же слова на разных языках. На основе увиденного учащиеся делают вывод. Затем определяем проблему. Какая на Ваш взгляд здесь проблема? Посмотрите на слайд и предложите версии возникновения разных народов.

1. Появление разных народов – это божественное предопределение.

2. Разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности.

На уроке в 5 классе, опираясь на источники, иллюстрации в учебнике мы бы пришли к выводу, что разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности, но мы педагоги, и наш кругозор гораздо шире – предложите ещё версии. (варианты ответов). Разные народы таят в себе множество культур – отсюда и главная из проблем XXI века: возможно ли найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? И если возможно, то как?

Итак, проблемный вопрос поставлен. А вот далее проблемный вопрос перерастает в проблемную ситуацию. Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников.

Третий приём считается самым сложным. Учитель сталкивает житейское представление учеников с научным фактом. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Наиболее простой приём: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Следующий прием предлагает задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. И самый сложный приём, когда учитель дает практическое задание, и доказывает школьникам, что задание все-таки не выполнено.

Одним из приемов метапредметного подхода к организации диалога является работа с культурными образцами. Перед вами лежат 4 высказывания: философа, писателя, государственного деятеля, политолога. Прочитайте их, пожалуйста. Необходимо начать конструктивный диалог между культурами.

Хантингтон Самюэль: Мы все друзья… Мы все должны помогать друг другу. Иначе мы пропадём. Именно поэтому – мы друзья.

Нобуо Кодзима: Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.

Марк Тулий Цицерон: Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать.

Дуайт Эйзенхауэр: Вернёмся к проблемному вопросу: возможно ли найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно?

Обратите внимание на последнюю часть: КАК ЖЕ добиться мира на земле? Работа в парах. Я прошу каждую пару обсудить представленную ей точку зрения и, исходя из высказывания, привести аргументы в защиту утверждения. Минута на обсуждение. (Музыка)

Выскажитесь, пожалуйста. (Прослушивание ответов).

Предполагаемые высказывания:

1) К сожалению, нельзя обойтись без войн, ведь большинство городов возникли как результат военных действий. Война – это и строительство дорог, и новые рынки сбыта товаров, и развитие промышленности, и занятость. И это выгодно и государствам, и отдельным людям. Поэтому, если нельзя обойтись без войн, то надо их использовать для утверждения мира, ведь недаром говорится: хочешь мира – готовься к войне.

2) Уже можно решать все конфликты мирным путем, потому что люди становятся все более образованными, умными, информированными, они постоянно видят и слышат, к каким жертвам и трагедиям приводят войны, знают, к чему они приводили в прошлом. Когда-нибудь люди придут к выводу, что потери от войны несопоставимы с тем клочком земли, который им удалось завоевать.

3) Люди всегда воевали, потому что постоянно что-то делили, кому-то что-то хотели доказать. Идеи превосходства одного строя над другим, одной нации над другой всегда приводили к войнам, и последующие поколения не извлекали из их последствий никаких уроков. До сих пор весь мир ужасается тому, что происходило в годы Второй мировой войны, но после нее, как я где-то прочитал, человечество не воевало всего 26 дней. Достаточно показательно, что даже страны-победительницы – они же и понесли наибольшие потери – СССР и США первым делом после войны стали наращивать свою военную мощь.

4) Войны прекратятся, когда основным предметом воспитания с самого детства станет культура ненасилия. А когда большинство фильмов и даже мультфильмов – про войну, про бандитов, про то, как бить и убивать, и таких героев играют кумиры вроде Ван Дамма, Шварценеггера, то это воспитание в духе милитаризма, что ни к чему хорошему не приведет.

Подсказки. Использовать во время ведения диалога выражения:

- вы согласны с данным утверждением?

- что из того, что было произнесено, мы можем принять безоговорочно, а с чем можно поспорить?

- хотите ли вы дополнить ответ?

- возразите.

- то есть?

Попробуем выстроить схему «Пути решения данной проблемы», исходя из высказываний. Для этого выберем ключевые слова. Ключевое слово проблемы? (МИР (согласие) Ключевое слово высказывания Самюэля? [диалог], Цицерона? [победа], Нобуо Кодзимы? [помогать], Эйзенхауэра? [воевать]. Посмотрите на получившуюся схему. Какая сторона представлена более убедительно? Вывод после диалога. Как вы считаете, смогли ли вы убедить друг друга? Почему? Какой из этого следует вывод?

В том и состоит суть метапредметного проблемного обучения, что в конце диалога мы не получаем готовых выводов. Главное – показать путь, то есть активизировать мышление учащихся и научить их самим находить ответы на вопросы. Поэтому и наш сегодняшний мастер-класс мы завершаем открытым вопросом, на который каждый из присутствующих будет искать свой ответ. А я вам всем пожелаю удачи! Спасибо за внимание.

Категория: Мои статьи | Добавил: PashaPavlenko (13.03.2014)
Просмотров: 1710 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz